саша денисова ([info]glafirum) wrote,
@ 2009-07-25 22:24:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
О капсулах времени
Тезис первый. Ни времени, ни пространства нет, а пространство лишь оболочка времени -- событие кончается и окукливается, открепляется от нас и уходит в космос в виде капсулы времени.

Почему я так хорошо помню тот вечер? Как свистели ласточки и как мы все, еще юные, стоим на балконе, пахнет югом и будущим. У нас синие волосы, это красиво. За спиной у нас сильно пьяный чувак. 98 год, все впереди. В комнате танцует туча народу, я не всех знаю, хотя мы у меня дома. Я знаю, что это точка всех времен -- со мной мои друзья, позади любовь, впереди любовь, мы навсегда останемся в этих телах, под эту песню All of my love, с этими ласточками, никогда никуда друг от друга не денемся, не разъедемся и всегда будем вместе. Так и есть, но! Мы живем в трех разных странах. И что? Что-то изменилось? Нет, мы все еще вместе -- навсегда. Нет, это не воспоминание, бросьте -- это капсула и она очень близко ко мне. Как книга на полке -- беру и вот она в руках, горячая, свежая, прозрачная, под ее блестящей кожей -- сервант, посуда той поры, вино "Медвежья кровь" в бокалах, подарки той поры -- кассеты и книги, я той поры и ты той поры.

Тезис второй. Будда был прав -- любовь может распространяться на всех. Или хотя бы на нескольких. Я как-то не очень догоняю женщин, которые с пафосом говорят: вот этих трех я любила гораздо меньше, а этот занял уж такое место в моей жизни. Или вовсе -- все я переоценила: никого не любила, вот эти трое не в счет, тьфу на них -- только ты. Вранье! Мужчины, не будьте идиотами -- не верьте! Просто так вышло, что эта капсула, ваша, она... ну, короче, вы все еще в ней.

Обычно у людей почти всегда живо чувство о своей любви. Не воспоминаний: их вообще нет. Ну по физике или чему-то там. Часто сердце стучит быстрее и жар поднимается к горлу, стоит приблизить эту капсулу и прислонить к ней лицо. Это не значит, что чувство живо -- время не линейно, повторяю, ничто нельзя протянуть через всю жизнь, ну хорошо, почти ничего. И это не значит, что я все еще люблю тебя.

Тезис третий. Прошлого нет.

А это значит: мы все еще там. На том балконе. В том парке, где. В том доме, где. У той реки, где.

Тезис четвертый. Пространство как оболочка времени. Помнишь, мы в университете учили, а потом смеялись над хронотопом. Так вот: он есть, хронотоп. Только не такой, не книжный. Он физический. На места любви не возвращаются -- говорил Джозеф. Это не метафора: пространство сворачивается как фольга, в которую упаковали курицу, как только время кончается. Ваше время. Я как Алиса -- сколько бы не бежала, не уменьшалась и -- не пила! -- никогда не могу попасть в те места. В те дома. На берег той реки.

А это потому что их нет.

Они в капсулах.

То есть, дописываю: нет времени отдельно. И пространства отдельно. Они существуют только вместе. Как форма и содержание, как знак и означающее. Причем, меняются ролями. (Об этом Саша Эйнштейн помыслит на досуге)

Тезис пятый: Смехотворно рассчитывать на то, что кто-то будет любить вас больше, чем кого-то. У каждого свой набор капсул -- в разной степени близости от руки. Можно дотянуться, а можно и нет. А некоторые переливающимися дирижаблями проплывают перед глазами. О них и пишу.

Тезис шестой: Глуповато говорить о любви и о дружбе, когда их терял. Но потери нет, поэтому мне НИКОГО не жаль. Мне не жаль оставлять и мне не жаль уезжать. Ну потому что глупо жалеть то, что и так остается. Мы ничего не теряем -- все хранится в капсулах времени. И квартиры, и лето, и смех, и сигареты. И аккуратно составленные кассеты на полке у друга, который перестал быть другом. И дом-музей, где вы жили среди экспонатов, холстов и детей. И луг, где сидели и пили чай из термоса и опускался туман и ничего нельзя было решить, поверьте, ничего.

И никуда не вернешься. Но ни любовь, ни дружба не исчезают. Но и не уходят в утиль -- как пакеты из-под кефира. Никакого полураспада. Они остаются -- в той же концентрации. Краски не жухнут, чувства не ослабевают. Все вранье.

Другое дело, что земля -- как ковер. С которого облетает пространство и сворачивается в шары и они плывут.

Если вы не можете куда-то вернуться, а вам хочется, лягте на спину и ждите. Скоро над вами проплывет дирижабль с прозрачным брюхом. Там карта почище гугла -- с большим увеличением и разрешением предметов и лиц.

Вообще мы недооцениваем физику. Она многое объясняет.



(28 comments) - (Post a new comment)


[info]mary_aile
2009-07-25 07:27 pm UTC (link)
да,да,да, тысячу раз именно так.
при противоречивости 4го всему - но головная реальность нелинейна.
и особенно верно про 6й. и вот это - что пройдет все, забыть можно абсолютно кого угодно, и не будет больно, искренне (да, и при этом не забыть, шкатулка с камушками-капсулами у тебя навсегда) - самое бОльное порой.
нет, верно всё. все 6.

Можно ссылку у себя повесить?

(Reply to this) (Thread)


[info]glafirum
2009-07-25 07:31 pm UTC (link)
да, вешайте: об этой гипотезе должно узнать как можно больше людей! вооружить их знанием)))

а что ж с четвертым? думаете, он нестроен, мне как-то очень нравится мысль, что и пространства нет. то есть их нет по отдельности! допишу внятно, спасиб!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mary_aile
2009-07-25 08:30 pm UTC (link)
он сам по себе строен. и третий строен. когда поставлены вместе - кажутся противоречащими друг другу. хотя на самом деле - нет: именно так и есть. нелинейность. и это как раз хорошо, что они у Вас подряд стоят.

(Reply to this) (Parent)


[info]man_on_the_move
2009-07-25 07:59 pm UTC (link)
как же это вы все правильно написали! не так длинно как у Пруста, не так романтично как у Бредберри :) спасибо

(Reply to this) (Thread)


[info]glafirum
2009-07-25 08:05 pm UTC (link)
лучше б как у пруста и бредберри, но пока никак не выйду умом)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]greensleeve
2009-07-25 08:17 pm UTC (link)
не выходите в пруста, оставайтесь в глафируме
замечательные июльские тезисы :)

(Reply to this) (Parent)


[info]man_on_the_move
2009-07-25 08:17 pm UTC (link)
не надо скромничать: у каждого своя замочная скважина:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]glafirum
2009-07-25 08:21 pm UTC (link)
ладно, так и быть: я пруст!)))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]man_on_the_move
2009-07-25 08:35 pm UTC (link)
тогда ищите время :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]glafirum
2009-07-25 08:37 pm UTC (link)
так времени нет! и в прямом, и в переносном.

а пространство искать тоже как-то глупо)

(Reply to this) (Parent)


[info]occuserpens
2009-07-25 08:04 pm UTC (link)
Пространства и времени нет, когда слово "нет" говорят друг другу на ушко. А когда действуют без лишних слов, от пространства и времени никуда не денешься :)

(Reply to this) (Thread)


[info]glafirum
2009-07-25 08:06 pm UTC (link)
ужас какой-то, неистовый лиловый гриф пришел, все поломал)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]occuserpens
2009-07-25 08:21 pm UTC (link)
ой

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]glafirum
2009-07-25 08:28 pm UTC (link)
я вот, гриф, кстати, недавно поняла важность реплики ой в драматургии! когда все остальное выглядит избыточным, надо ой)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]occuserpens
2009-07-25 08:38 pm UTC (link)
В комической мелодраме поцелуи вполне могут обрамляться ойканьем. А в вестерне между выстрелами скорее хмыкают )

(Reply to this) (Parent)


[info]krysochka
2009-07-25 09:02 pm UTC (link)
Ух ты, как всё точно... Ну, почти всё...

(Reply to this) (Thread)


[info]glafirum
2009-07-25 10:00 pm UTC (link)
вот почти -- это хорошо. а то физикам нечем будет заняться)

(Reply to this) (Parent)


[info]ev_kazachkov
2009-07-25 09:55 pm UTC (link)
Будда?

(Reply to this) (Thread)


[info]glafirum
2009-07-25 10:00 pm UTC (link)
а кто? я что ли? если ты на Христа намекаешь, то зря. Будда первый и с насекомых начал.

а пишешь ли ты нобелевскую речь, теолог? Казачков и его взгляды в искусстве!)))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ev_kazachkov
2009-07-25 10:46 pm UTC (link)
Будда о любви не говорил. Ни на что не намекаю. А что про насекомых?

А чего её писать? Там же не взгляды в искусстве "вообще" нужны. А три темы, которые тебя волнуют на данный момент и соответственно сюжеты или задумки, которые ты в связи с этими темами готов развивать. Мол, волнует меня тема выбора между местью и смирением. И вот такой сюжет задумал: к чуваку приходит призрак отца и говорит, что его на самом деле убили...

(Reply to this) (Parent)


[info]nmoshina
2009-07-26 07:12 am UTC (link)
"Тезис третий. Прошлого нет. А это значит: мы все еще там. На том балконе. В том парке, где. В том доме, где. У той реки, где." - Вот это очень близко к моим мыслям и представлениям. Каждое мгновение истории существует и сейчас. И, соответственно, длится вечно.

(Reply to this)

Как физик - физику
[info]roots_n_wings
2009-07-26 01:32 pm UTC (link)
Очень, очень верно всё это звучит, и мелодично.

(Reply to this) (Thread)

Re: Как физик - физику
[info]glafirum
2009-07-26 10:43 pm UTC (link)
а ты где?

(Reply to this) (Parent)


[info]vinah
2009-07-26 06:10 pm UTC (link)
как здорово что вы смогли найти правильные слова для этого всего!

очень точное и щемящее описание

спасибо!

(Reply to this) (Thread)


[info]glafirum
2009-07-26 10:44 pm UTC (link)
это не правильные, это просто слова

(Reply to this) (Parent)


[info]strogaleva
2009-07-26 08:49 pm UTC (link)
У меня все больше по Бродскому:
Ибо в темноте,
там длится то, что сорвалось при свете


Теория об альтернативной истории, которая совершается здесь же, иногда я нащупываю рукой дверь в эти миры и успокаиваюсь, что спираль судьбы повернулась иначе.

(Reply to this) (Thread)


[info]glafirum
2009-07-26 10:44 pm UTC (link)
спираль судьбы - это отдельная сложная тема, Лена)

(Reply to this) (Parent)


[info]protzman
2009-07-29 08:19 pm UTC (link)
Примерно полгода назад я придумал-таки определение истории, которое, наверное, можно назвать единственно ценным из высказанного миру в течение прожитых 30 лет: история - есть время, структурированное в пространстве с помощью языка.
Как это у Пруста - банально, кнчн, цитировать этот фрагмент, но всеж: "Знакомые места — это всего лишь пространство, на котором мы располагаем их как нам удобнее. Это всего лишь тонкий слой связанных между собой впечатлений, из которых складывалось наше прошедшее; воспоминание о некоем образе есть лишь сожаление о некоем миге. Дома, дороги, аллеи столь же — увы! — недолговечны, как и года"

(Reply to this)


(28 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…